Улучшение работы памяти

       

Организация информации

Качество запоминания информации часто зависит от того, насколько хорошо она организована в памяти человека. Чем лучше ее организация, тем легче ее будет вспомнить впоследствии.

Если вы запоминаете информацию неорганизованно, восстановить ее будет гораздо труднее. Это подобно ситуации, когда человек прячет лист бумаги в стол, а затем забывает, в какой именно ящик он его положил. Представьте, сколько времени ему придется потратить впустую на перебор всех этих ящиков.

Например, одни человек просит другого перечислить все американские штаты. Скорее всего, тот попробует организовать свой рассказ таким образом, чтобы не пропустить ни одного штата: к примеру, переходя с Западного побережья к Восточному.

Возможно, он начнет со штатов Аляска и Гавайи, чтобы их можно было сразу же “отбросить”. Затем он, вероятнее всего, попробует, используя географию, организовать свой рассказ, продвигаясь с севера на юг и с Тихоокеанского Северо-запада на восток. Например: Вашингтон, Орегон, Калифорния, Айдахо, Невада, Монтана, Юта, Аризона и т.д. до Флориды. Это способ, который можно использовать для визуального запоминания информации.

Если человек не знаком с картой США, он может попробовать организовать данный список, ориентируясь на алфавит. Начав с Аляски и Алабамы, он будет продолжать до тех пор, пока не переберет все буквы, и количество штатов не достигнет пятидесяти. (Более подробно метод привязки описывается в главе 8 “Некоторые уловки для запоминания”.)

Не организовывая процесс использования своих знаний, можно просто называть штаты, приходящие на ум в данный момент. Возможно, человек сперва назовет наиболее известные штаты, а затем начнет вспоминать штаты беспорядочно. При использовании подобного неорганизованного метода велика вероятность повторения уже упомянутых штатов, и возникновение таких вопросов, как: “А я уже называл штат Колорадо?”.

Организуйте свои знания. При использовании систематизированного метода восстановить информацию в памяти всегда легко.

Преобразование в последовательность (упорядочивание)

Если человека просят запомнить список имен или чисел, он может хорошо запомнить несколько первых и последних его элементов, и совершенно не запомнить имена или числа, находящиеся в середине списка, особенно если этот список довольно длинный.

Подобная тенденция наблюдается у многих людей, проходящих небольшой тест под названием промежуточные цифры. Предположим, человека просят запомнить такую последовательность чисел:

25413579583

Вероятнее всего, он запомнит 2 5 4 в начале и 5 8 3, расположенные в конце этой последовательности.

Совет

    Если человек замечает зависимость между средними цифрами, его шансы запомнить их увеличиваются. В данном случае каждое число последовательности увеличивается на два: 1, 3, 5, 7, 9.

Тем, кто не в состоянии запомнить эти числа, волноваться не стоит, на это способны далеко не все люди.

Если попросить прохожего перечислить всех российских императоров, он, вероятно, вспомнит не более трех-семи, причем даже не по порядку.

Перечисление императоров все же представляет собой более сложную задачу, в которой используется долгосрочная память, а не только краткосрочная, как при запоминании последовательности чисел. Поэтому, скорее всего, человек вспомнит нескольких самых известных императоров. Например, он может назвать Петра I и Николая II (последнего русского императора), поскольку они широко известны.

В дополнение к поиску взаимосвязи, следует создать ассоциацию между императорами и историческими событиями. Например, многие вспомнят императора Александра I (ключевая ассоциация: Отечественная война 1812 года).

Маркировка

Предположим, человек готовится стать отцом (или, еще лучше, дедушкой), причем он знает, что родится девочка. Он может часами подбирать имя для девочки, которое устраивало бы всех. Лучше всего организовать поиск имени, маркируя каждое из них, вместо беспорядочного перебора всех имен, которые приходят на ум.

Совет

    Структурировать подбор имени удобнее всего с помощью алфавита. А: Анна, Алина, Анастасия и т.д.

При использовании подобного способа не только экономится время, но и вспоминается большее количество имен. Будущий дедушка организует свой поиск по ключевым словам. Использование ориентиров подобно бурению скважины, а затем выкачиванию воды в любых количествах.

Существует множество способов связывания информации с “ключами”. Люди практикуют данную технологию уже несколько веков. Актеры и ораторы даже использовали окружающие их предметы для напоминания о том, что им следовало говорить (подробное описание данной техники приводится в главе 8 “Некоторые уловки для запоминания”). Переводя взгляд с одной части комнаты на другую, они напоминали себе о сюжете или различных частях своей речи.

Разбивка на фрагменты

Используя методику разбивки на фрагменты, можно запоминать небольшие элементы целого блока данных. Например, если попросить человека вспомнить свой идентификационный номер, он едва ли назовет его одним числом. Удержать в памяти, к примеру, число 923373452 довольно сложно, так как оно состоит из девяти цифр. Даже если человек имеет хорошую память, маловероятно, что он с легкостью справится с этой задачей.

Большинство людей пытаются запомнить свой идентификационный номер с помощью трех фрагментов: первые три цифры, следующие две и последние четыре. Вспоминая данный номер, многие произносят его именно по таким частям.

Теперь возьмем указанный выше номер, и разобьем его на три части: 923-37-3452. Подобный номер запомнить гораздо легче, поскольку он разделен на несколько небольших чисел.

Номера телефонов в крупных городах состоят всего из семи цифр, что не создает особых проблем. Если бы они были более длинными, большинство людей, вероятно, забывали бы их.

Может возникнуть следующий вопрос: “А как быть с кодами городов?”. Вместе с подобным кодом номер “разрастается” до десяти цифр. Большинство людей запоминают коды областей или городов как отдельный фрагмент. Как правило, многие телефонные номера, которые приходится держать в своей памяти, относятся к одной и той же области, так что о коде в такой ситуации можно просто не думать.

В начале 1960-х годов доктор-физиолог Джордж Миллер обратил внимание иа то, насколько вместительна краткосрочная память. Ои заметил, что люди могут запоминать семь (плюс-минус два) фрагментов информации на короткий срок. Основное количество цифр, запоминаемых людьми, — семь. Иногда человек может запомнить к этим семи еще две дополнительные цифры, а иногда даже меньше семи, всего пять. Могли бы мы запомнить номера телефонов своих друзей, не записывая их, если бы они состояли более чем из семи цифр? Возможно, да. Возможно, нет.

Когда человек встречает кого-либо, кого он хотел бы увидеть еще раз, у него есть 30 секунд, чтобы записать полученный номер телефона, прежде чем он его забудет. При повторении номера несколько раз шанс запомнить его увеличивается. Однако если перед его повторением или записью поговорить о чем-либо отвлеченном, вероятнее всего, номер в памяти не останется.

Предположим, необходимо выучить стихотворение. Можно попробовать запомнить все стихотворение от начала и до конца, а можно — по отдельным строфам, затем объединив их в одно целое. Конечно, выбор правильного способа зависит от величины стихотворения.

Совет

    Если стихотворение весьма велико, разбивая его на фрагменты (строфы), можно облегчить себе задачу запоминания. С другой стороны, если это короткое четверостишие, разбивка его на еще более короткие фрагменты не имеет смысла, поскольку когда придет время его рассказывать, можно просто забыть очередность этих частей, излишне сосредотачиваясь на каждой из них.

Для начала можно прочесть стихотворение целиком, чтобы почувствовать его “настроение”, а затем переходить к отдельным строфам, предварительно выучив каждую из них в нужной последовательности. Теперь можно продекламировать стихотворение целиком.

Необходимо повторять, повторять, и еще раз повторять. Чем больше повторений используется, тем легче вспомнить информацию в дальнейшем.

Использование рифмы

Установление зависимости между элементами последовательности увеличивает вероятность вспомнить их через некоторое время.

Зависимость представляет собой основной уровень значения, она может заключаться в простой разбивке последовательности на фрагменты, либо в повторяющихся или рифмующихся частях.

Вспомним, как учат алфавит. Чаще всего, его не запоминают одной длинной последовательностью: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ. Для ребенка подобная задача была бы довольно тяжелой.

Преподаватель, как правило, разбивает алфавит на части, и произносит каждую из них, используя определенную рифму, как показано ниже.

АБВГД-ЕЁ-ЖЗИЙ-КЛМН-ОПРСТ-УФХ-ЦЧШЩ-ЪЫЬ-ЭЮЯ. Теперь я знаю АБВГД, так что вы думаете обо мне.

Данный метод изучения алфавита отличается не только простой взаимосвязью его фрагментов, но и удобной для запоминания рифмой.

Готовя еду, многие не любят прерываться на поиск книги с рецептами, чтобы уточнить правильность пропорций между компонентами. Даже при составлении рецепта предполагается, что человек уже обладает базовыми знаниями в данной области. Предположим, что необходимо приготовить рисовую кашу. На большинстве пакетов правильные пропорции воды, риса и т.п. не указываются, а даже если и указываются, многие выбрасывают пакеты еще до того, как возникает необходимость прочесть рекомендации. Легче всего просто запомнить рифму: “Готовишь рис? Двойной каприз”. Или: “Режем яйца, огурцы, мясо, зелень, лук, картошку. Плюс сметана, квас и соль — получается окрошка”.

Каждая из этих рифм некоторым образом связана с информацией, которую следует запомнить. Взаимосвязь или, в данном случае, рифма “притягивает” информацию подобно силе гравитации.

Зависимость запоминания от значимости информации

Человеку всегда гораздо легче запомнить информацию, относящуюся к нему каким-либо образом, чем информацию, которая не имеет с ним ничего общего. Следовательно, возможность запоминания необходимых данных напрямую зависит от степени их значимости.

Предположим, человек решил изучить инструкцию к своему видеомагнитофону. Он, возможно, уже читал раздел об устранении неисправностей в прилагаемом руководстве, но не придал написанному большого значения, поскольку не столкнулся ни с одной из перечисленных проблем. Поскольку информация в руководстве не имела для него никакого значения, он, вероятнее всего, вскоре забыл все, что прочитал.

Однако как только он столкнется с конкретной проблемой, все прочитанное в разделе об устранении неисправностей приобретет для него смысл, поскольку будет касаться решения его проблемы.

Совет

    Всегда пытайтесь найти смысл в информации, которую необходимо запомнить.

Необходимость обратной связи

Процесс запоминания информации можно оптимизировать при наличии обратной связи относительно изучаемого предмета. Изучая что-либо впервые, человек стремится получить правильные знания и навыки. Вряд ли кто-то будет специально изучать неправильные методы.

Например, необходимо научиться кататься на лыжах. Если при этом не получать определенных инструкций, которыми затем можно будет воспользоваться, можно приобрести плохие привычки. В дальнейшем от этих привычек придется избавляться, чтобы восстановить основные навыки. Один человек катался на лыжах всю свою жизнь, и мог спуститься практически с любой горы, включая опасные трамплины. Однако при этом он напоминал клоуна; глупость не является хорошей заменой для обратной связи.

Получение обратной связи может также вызывать в человеке сосредоточенность и заинтересованность. Хорошим примером подобного принципа служат уроки музыки. Мы с женой часто уговариваем своих сыновей порепетировать со своими инструментами. Даже при том, что они говорят: “Зачем вы спрашиваете нас, хотим ли мы играть? Конечно, хотим”, — они не всегда демонстрируют интерес к занятиям. Однако на уроках музыки и в школе оба имеют постоянную обратную связь с преподавателями. Когда они получают советы и рекомендации, они сосредоточены и заинтересованы.

Студенты, музыканты, танцовщики, атлеты, лингвисты и т.п. имеют обратную связь со своими преподавателями, что позволяет им постоянно исправлять ошибки и совершенствовать свою технику, а также запоминать объяснение этих исправлений. Они получают “руководство”, к которому всегда могут обращаться, изучая глубже данный предмет.

Совет

    Наличие обратной связи, а именно — возможность задавать вопросы своему преподавателю по мере обучения, позволяет человеку приближаться к своей цели и лучше “усваивать” получаемые знания.