Улучшение работы памяти

       

Глава 18. Десять наиболее часто задаваемых вопросов относительно памяти

Все мы интересуемся своей памятью. “Использование” памяти является таинственной способностью, которая, время от времени, бывает труднодоступной. Таким образом, совершенно справедлив может возникнуть вопрос, почему, как и при каких обстоятельствах она “работает”.

В данной главе приводятся ответы на некоторые наиболее часто задаваемые вопросы относительно памяти.

Ухудшается ли работа памяти с возрастом

Отвечая кратко: не обязательно.

Более подробно: да, с возрастом мозг человека уменьшается. Однако уменьшение размера мозга не обязательно приводит к ухудшению памяти. Работая над собой, можно развить некоторые новые возможности. Это означает, что необходимо следующее.

  • Придерживаться сбалансированной диеты.
  • Не злоупотреблять алкоголем.
  • Делать физические упражнения.
  • Тренировать себя интеллектуально.
  • Принимать витамины и полезные минеральные вещества.

Выполняя все описанные выше действия, можно “посоревноваться” в памяти даже с молодыми людьми. Следите за собой: от этого напрямую зависит здоровье.

Можно ли улучшить свою память с помощью какого-нибудь одного метода

Нет. Существует множество методов улучшения работы памяти Однако никакой из них не может быть абсолютно полезным в одиночку. Нет таких волшебных таблеток, переключателей или уловок, которые за один раз могут улучшить работу памяти.

Действительность состоит в том, что память человека имеет огромное количество “граней”, поэтому при одновременном использовании нескольких методов повышается вероятность расширения доступных возможностей.

Действительно ли информация хранится только в одном “месте” мозга

Нет. Для занесения в память воспоминаний в мозге задействуется огромное количество систем. Различные части мозга предназначены для различных функций. Например, гиппокамп необходим для перемещения кратковременных воспоминаний в долговременную память.

Височные доли предназначены для слухового восприятия, затылочные доли — для обработки визуальной информации, теменные — пространственной информации, а лобные — информации, связанной с перемещением человека (более подробно части мозга описываются в главе 3 “Организация процесса запоминания”).

Мозг является наиболее сложным органом живого организма; он слишком сложен, чтобы сохранять все воспоминания в одном “месте”. Поэтому просто заботьтесь о нем, и пользуйтесь всеми его возможностями.

Мне кажется, я теряю память — можно ли как-то восстановить ее

Память не является вещью, которую можно оставить или потерять в гостинице, это — спектр навыков, которыми можно воспользоваться для улучшения ее работы.

Воспоминания “хранятся” в различных “местах” мозга, что также обеспечивает множество разнообразных возможностей и способов занесения информации в память. Чем больше используется способов запоминания информации, тем больше вероятность восстановить ее позже.

Например, думая об этой книге, можно вспомнить ее форму, цвет, название, общее направление информации, детали информации и т.д.

Для улучшения памяти можно использовать множество методов. Кроме улучшения потенциала своего мозга, а следовательно, и способности запоминать, можно воспользоваться такими методами, как мнемоника, разбивка на фрагменты, рифмование и т.д., и впоследствии не придется задаваться вопросом: “Куда исчезла моя память?”.

Можно ли запоминать, не сосредотачиваясь

Нет. Внимание — дверь памяти. Если человек не обращает внимания на информацию, он не сможет вспомнить ее в дальнейшем. В памяти могут остаться некоторые фрагменты, которые, вероятнее всего, не принесут практической пользы.

Не ленитесь, и попробуйте рационализировать свои действия. Сосредотачивайтесь и запоминайте.

Сторонники обучения во время сна утверждают, что можно усваивать информацию и таким образом. Они говорят, что для этою достаточно включить на время сна аудиокассету, и после пробуждения человек будет владеть, например, испанским языком.

Могут ли у человека храниться воспоминания, о которых он не знает

Возможно. Однако на данный вопрос нельзя ответить однозначно. Если речь идет о каких-нибудь глубоких, темных тайнах, ответ — вероятнее всего нет.

Проблема подавляемых воспоминаний сильно раздута и приукрашена. В принципе, это практически невероятно (но не невозможно), однако установлен факт, что у человека могут храниться “травмирующие воспоминания”, подавляемые его подсознанием. Следует учитывать и то, что большинство людей с так называемыми подавляемыми воспоминаниями всегда подвергались сильному влиянию человека (людей), помогающего им “восстановить” эти воспоминания

Являются ли воспоминания точным отражением событий

Воспоминания не являются фиксированными фрагментами информации, “замороженными” на некоторое время. Человек сам обращаете к своим воспоминаниям и, соответственно, сам их “искажает”.

Все произошедшие события формируют восприятие человека, которое со временем изменяется.

С другой стороны, не нужно удивляться, если не удается запомнить что-нибудь, например, из квантовой физики.

Нужно ли использовать дополнительные витаминные и пищевые добавки

Дополнение диеты витаминами, полезными минералами и травами может быть довольно полезным для работы мозга. Однако употребление таблеток не является альтернативой ежедневному трехразовому питанию.

Отдавая предпочтение подобным средствам, используйте только те из них, которые были тщательно исследованы.

  • Витамин С.
  • Витамины группы В.
  • Витамин Е.
  • Кальций и магний.

Перед принятием витаминов проверьте совместимость данного средства с другими принимаемыми лекарственными препаратами. Следуйте простому принципу: чем меньше, тем лучше.

Почему воспоминания из раннего возраста не восстанавливаются

Если вы ие можете вспомнить что-либо из своего младенчества, не беспокойтесь. Немногие люди имеют воспоминания, относящиеся к возрасту до двух лет. Большинство может вспомнить только свой трех- либо четырехлетний возраст. Однако даже эти воспоминания обрывочны и фрагментарны.

Некоторые считают, что отсутствие воспоминаний из раннего детства — это определенный дефект памяти. Ничего подобного!

Причина этого весьма банальна. Человек не обладает соответствующим “механизмом” для запоминания, поскольку в столь юном возрасте мозг только начинает развиваться и приспосабливаться к функции усваивания информации.

Вначале развиваются первичные области мозга, в состав которых входят части, связанные с чувствами. Далее развиваются части, с помощью которых устанавливаются связи между различными чувствами. После этого области, используемые для размышлений, которые не прекращают развиваться до достижения среднего возраста. Этим и объясняется отсутствие воспоминаний из первых двух лет жизни.

Улучшится ли способность запоминать, если давать своему мозгу отдых

И да, и нет. Подобный вопрос следует уточнить: имеется в виду чередование умственной деятельности с расслаблением, например медитацией или тихой прогулкой? Если так, ответ — да. Если же подразумевается “перенастройка” с помощью телевизионных передач, ответ — нет. Это не тот тип расслабления, который вам поможет.

Расслабление представляет собой “незагроможденность” сознания Просмотр телепередач или компьютерные игры “загромождают” сознание человека часто абсолютно бесполезной информацией.

Расслабления легче всего достигнуть, просто успокоившись и сосредоточившись на одной вещи, например наблюдая великоле цие заката, перекат волн на берегу, или вслушиваясь в спокойный ритм своего дыхания.